Лисичанск

Лисичанськ. Маршрути

Кусочек стародавней процветающей Бельгии на просторах Украинской Степи — город Лисичанск. Чудом сохранившиеся строения послужили толчком к погружению в историческое прошлое города и края. А те, кто уже успел познакомиться с ним, утверждают: это стоит увидеть и услышать.

Историческая справка:

Соляная история Лисичанска берёт свой отсчёт от начала строительства на довольно многолюдной в то время территории села Верхнее (другие названия — Вышнее, Третья рота) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в 1889 году Донецкого (от названия реки Донец) содового завода.

Начиная со второй половины XIX века, свободный капитал Европы активно участвовал в развитии промышленного юга Российской империи. Основными странами-участницами формирования производственной карты современной Донетчины были Бельгия, Франция, Великобритания и Германия. Их граждан — иностранных капиталистов — привлекало огромное природное богатство края, дешёвая рабочая сила и высокие доходы. Объединение всех этих факторов, наличие перечисленных выше необходимых для содового производства компонентов, плюс расположенные рядом месторождения угля и соляные копи Бахмута позволили бельгийскому инженеру и предпринимателю Эрнесту Сольве и пермскому купцу Ивану Любимову создать акционерное общество, которое в 1889 году приняло постановление о строительстве содового завода.

Лисичанск. Больница при содовом заводе. Фото Николая Ломако
Больница при содовом заводе — бельгийское наследие. Фото Николая Ломако

Для нужд служащих и рабочих построили чудесную колонию: 300 квартир для рабочих с семьями и три казармы для неженатых. Была построена столовая для рабочих, в которой также устраивали спектакли. «Бельгийское наследие» — таким было условное название жилого квартала в Лисичанске, состоящего из жилых и общественных зданий, построенных в конце ХІХ — начале ХХ века. В 2017 году Лисичанск получил премию «Бельгийское наследие за границей», попав в пятерку номинантов конкурса, который ежегодно проходит при поддержке фонда короля Бельгии (Belgian Heritage Abroad Award 2017).

Иностранцы-инвесторы в своё время создали ещё один объект — рассолопровод, который, если бы сохранился, был бы бесценным сокровищем Лисичанска и Донетчины. Поскольку на содовый завод соль сначала доставляли по железной дороге почти 70 километров на станцию Переездная, а на територии завода её разгружали, растворяли и только тогда рассол подавали на производство, то  паралельно продолжались поиски залежей соли. Такие были найдены в мощных пластах вблизи хутора Марьевский (Алексеевка) на речке Мокрая Плотва.

Розсолопровід «Донсода-Карфаген»
Рассолопровод «Донсода-Карфаген»
Басейни на перекачувальній станції розсолопроводу «Донсода-Карфаген»
Бассейны на перекачивающей станции рассолопровода «Донсода-Карфаген»

Позднее этот солепромысел получил название «Новый Карфаген», где с 1911 года началось подземное растворение соли. Рассол подавалася на завод 38‑километровым трубопроводом — самым продолжительным в то время в мире.

В Лисичанске мы предлагаем:

Лисичанск на интерактивной карте: